Статьи
Главная / СМИ / АналитикаКоттеджи особого статуса
Говоря объективно, строительство загородного дома – всего лишь один из способов решения пресловутого квартирного вопроса. Единственным исключением можно считать коттеджи особого статуса – особняки, выполненные по авторским проектам известных архитекторов. Эти дома во многом напоминают сверхдорогие автомобили, построенные под конкретного заказчика. Их очень долго проектируют, еще дольше строят и почти не продают на вторичном рынке.
«Никогда не покупай того, что ты не сможешь потом продать с прибылью» – эта мудрость финансистов актуальна для всех потенциальных владельцев дач, коттеджей и вилл, за исключением владельцев статусных особняков. Понятие статусного или имиджевого коттеджа появилось на рынке загородной недвижимости недавно, поэтому девелоперы, риэлтеры да и сами архитекторы пока не могут договориться о его точном определении. Чаще всего статусный особняк представляет собой выставочный образец с подписью именитого архитектора. Основная примета статусного коттеджа – высокая цена проекта. Нередко она составляет 12–15 тыс. и даже больше (для сравнения: стоимость готового проекта в петербургских архитектурных студиях – 500–1000 дол., стоимость индивидуального – до 5000 дол.). При этом заказчик получает гарантию того, что приобретает продукт, который существует в единственном экземпляре и никогда не будет «клонирован» архитектором. Оптимальный размер статусного дома – 400–600 кв. м.
VIP-проекты для VIP-покупателей
Статусные проекты интересуют не более 3–5% клиентов крупнейших петербургских студий. Зачастую у покупателей таких проектов просто нет возможности заказать более доступные решения, поскольку положение обязывает их иметь роскошную квартиру где-нибудь на Крестовском, «Porsche» или «Lamborghini» в гараже, виллу в Испании и статусный коттедж в престижном районе Ленобласти. Главное пожелание VIP-покупателя такое: «При первом же взгляде на мой дом гости должны ахнуть». Если они не ахнут, то хозяина особняка можно заподозрить в неподобающей экономии, из чего легко сделать вывод о понижении его статуса, а потом пойдут слухи о финансовых проблемах, которых владельцы статусной недвижимости боятся больше, чем ядерной войны.
При заказе любого индивидуального проекта (и статусный здесь не исключение) сотрудничество с архитектором начинается с разработки эскизного варианта объемно-планировочного решения либо со стилевого решения фасадов – эти «картинки» нередко оцениваются отдельно от проекта. Первой частью предпроектного задания является составление рекомендаций по необходимому составу проектных работ и документации для решения поставленной задачи и оценки сроков и стоимости этих работ. По этой информации заказчик получает точную информацию о бюджете проектных работ и может соизмерить его с планируемыми затратами или провести предварительный отбор компании.
Вторая часть предпроектного задания, как правило, состоит из эскизных вариантов решения ключевой зоны объекта или планировочных решений. При обсуждении эскизов решений заказчик должен иметь в виду, что он не обязан окончательно остановиться на одном из предложенных вариантов. Утверждение подобных вопросов – прерогатива проекта.
Попробуем перечислить основные преимущества индивидуального статусного проекта. При его составлении учитываются все геологические особенности участка. Габариты, конфигурация дома в плане и масштаб его деталей соразмерны участку. Оптимальный выбор местоположения, габаритов и конфигурации подтверждается схемой функционально-планировочной и ландшафтной организации территории. Компоновка дома дает возможность комфортного расселения семьи даже с учетом изменений в ее составе. Все необходимые помещения, их размеры и общая площадь соответствуют требованиям заказчика. Архитектура фасадов обеспечивает оптимальную инсоляцию помещений и их визуальную защиту от обозрения с дороги и участков соседей. При разработке учитываются психологические особенности хозяев, их вкусы, хобби и привычки. И самое главное – согласно определению, статусный дом, как ничто другое, свидетельствует о высоком материальном достатке и вкусе своего хозяина. Вот почему дом, выполненный по статусному проекту, в большинстве случаев почти не напоминает традиционный «домик в деревне» или даже «узнаваемый» особняк в коттеджном поселке. О привычных двускатных крышах, балконах, верандах, печных трубах и прочих «приметах» загородной жизни и речи нет. Для достижения наилучшего результата зачастую берутся за основу элементы архитектуры хайтека: большие остекленные фасады с использованием металлических конструкций.
В тройку основных недостатков статусного коттеджа входят значительные расходы на проектирование и строительство (не имеющие ничего общего с ликвидностью), сложность (или невозможность) перепродажи третьим лицам, а также не соответствующий статусу дизайн. Предпосылки первого недостатка очевидны. Соотношение общей композиции дома и его экономичности довольно четко определяется следующей формулой: чем сложнее конфигурация здания, тем выше строительные и эксплуатационные расходы. При сильно изрезанном плане, вы-
ступах, лоджиях, ломаном очертании крыши (а именно такими чаще всего бывают статусные дома) увеличивается площадь наружных стен, образуются снеговые мешки, увеличиваются теплопотери, чаще требуется ремонт. Но заказчик вынужден идти на эти риски, поскольку наиболее экономичный с точки зрения конфигурации дом никогда не сможет считаться статусным. Второй недостаток также не нуждается в развернутых комментариях: покупателя на статусный объект недвижимости найти практически невозможно, как невозможно продать костюм индивидуального покроя, пошитый у портного «с именем».
А на последнем недостатке стоит остановиться подробнее.
Дизайн против статуса
Помимо внешнего облика, любой статусный проект характеризуется не только объемно-планировочным решением, но и деталями интерьера, спроектированными под конкретный заказ. Поэтому выбор дизайнера интерьера здесь не менее важен, чем выбор архитектора. Неумелая расстановка акцентов, вкусовщина и бездарное подражание могут «убить» впечатление даже от самой удачной архитектуры. Интерьеры, оборудованные фальшивыми каминами, мебелью а-ля..., создают ощущение сиюминутности и временности. Гламурность не терпит бытийности. Представьте себе шикарное кресло Райта с небрежно брошенным на спинку пиджаком – и любование чистотой линий, великолепной фактурой дорогой кожи уступит место растерянности и раздражению.
В интерьерах статусных домов порой «лепят» что попало, нимало не задумываясь. В результате помещение становится нежилым. Холодом и неприветливостью веет от обилия в отделке стекла, кафеля, плитки и никеля. Равно простовато и обывательски выглядят преобладающие деревянные панели, деревянная же мебель и дешевые набивные ткани.
Поражает абсолютно произвольное обращение с традиционными элементами декоративной отделки помещений. Лепные украшения, пилястры, плафоны, зеркала как знаки прошлых стилей, казалось, должны бы напоминать о славных традициях высшего света – роскошных приемах и светских беседах. Вместо этого в отдельных проектах они превращаются в атрибуты пошлости и безвкусия. Нередкий пример – парадная столовая в стиле не то неорококо, не то модерн, по традиции современности соединенная с кухней лишь арочным проходом. Причем кухня тоже парадная: пол – дорогая плитка, белое с золотом кухонное оборудование.
А теперь представьте себе гостей за столом, одетых отнюдь не в смокинги (не в нашей это традиции), и домохозяйку (домработницу), снующую с тарелками среди того, что должно бы служить символом величавости и спокойствия.
Еще большую скуку навевают точечное освещение по поводу и без повода, отделка стен, перепады уровней, зачастую не мотивированные ничем, и, конечно же, повсеместное соседство плитки и паркета. Очень мало действительно интересных находок, оригинальных пространственно-планировочных решений, воплощенных творческих идей, мало внимания уделяется деталям, конструктивным узлам и, наоборот, много – импортным отделочным материалам и модной мебели.
Нередко в угоду выражению творческой активности дизайнеров жертвуют конкретной функциональной задачей. Отсутствует школа, а соответственно, традиция – то, чем сильна любая система профессионального обучения. Европейский дизайн за послевоенные годы прошел долгий путь. Результатом продуманного подхода, грамотной селекции и анализа в сочетании с вековыми традициями европейских мастеров является итальянская школа. Отсутствуют образы помещений – место авторских эскизов заняли зарубежные мебельные каталоги и иллюстрированные издания по дизайну.
Обязанности дизайнера сейчас сводятся в основном к чисто декоративной функции: из творца и мыслителя он превратился в вершителя чужих фантазий и капризов. Чем объяснить подчас нелепейшие планировки апартаментов элитных коттеджей, представляемые сегодня как образцы современного интерьера. Очевидна тенденция к преувеличению значения гостевой зоны. Вероятно, из извечного желания удивить, пустить пыль в глаза.
Созданием интерьера занимаются как минимум двое – архитектор и декоратор. Если первый – это функционалист, инженер и практик, то второй – артист, романтик и поэт. Архитектор созидает костяк для будущего организма статусного дома, декоратор одушевляет его, наполняя пространство музыкой и светом. Умение архитектора состоит не только и не столько в создании пространства для жизни, сколько в умении заселить это пространство людьми, угадать фактуру будущей жизни. Но если инструменты архитектора – циркуль и кульман (а сегодня компьютер), расчет, то декоратор орудует цветом, фактурой и чутьем. И их миссии взаимодополняемы и неразделимы, как мозговые полушария. В результате их слияния и рождается тот самый статусный проект, который нужен VIP-заказчику.
http://www.zagorod.spb.ru/Распечатать эту страницу