Трансфертное ценообразование — назнание контрактной ценой при сделках между связанными между собой компаниями по отношению к ее рыночным значениям. Применяется для перераспределения общей прибыли в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции. Это — наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования.
Правовые основы для контроля за ТЦ со стороны фискальных органов
При рассмотрении данного вопроса стоит руководствоваться двумя постулатами:
Ни одно государство не согласится добровольно отказаться от взымания налогов со своих налогоплательщиков;
Любое государство при помощи всех доступных ему методов будет бороться с любым проявлением уклонения от уплаты либо минимизации налогов;
Поскольку ТЦ, как было отмечено выше, является наряду с использованием оффшоров (а часто, совместно), наиболее распространенной схемой международного налогового планирования, экономически развитые государства будут любыми путями пытаться окончательно его запретить.
Основополагающим документом в области регулирования трансфертного ценообразования в целях налогообложения является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (80 Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations). Помимо данного акта координирующими органами ОЭСР были изданы многочисленные Отчеты, посвященные вопросам регулирования трансфертных цен для целей налогообложения. Несмотря на то, что эти документы являются рекомендательными, из-за широкого применения они фактически приобрели нормативный характер. Более того, законодательство многих стран прямо ссылается на эти документы ОЭСР.
Основополагающим принципом, согласно этого документа, рекомендуемым к применению для определения обоснованности использованной цены сделки, является принцип «вытянутой руки». Его суть заключается в анализе конкретной операции с точки зрения действия при аналогичных обстоятельствах независимых третьих лиц.
Основанием для контроля условий сделок (цены) со стороны налоговых органов является факт ассоциированности контрагентов. Между тем, наличие такого факта само по себе не является достаточным основанием считать целью такой сделки манипулирование прибылью в целях минимизации налоговых платежей.
Корректировка доходов налогоплательщика в целях налогообложения может производиться независимо от того, имело ли в данном случае место намерение минимизировать налоговые платежи, и осуществляется в случае несоответствия примененных цен принципу «вытянутой руки».
Одним из центральных положений Руководства ОЭСР является рекомендательный перечень методов определения соответствия цены сделки принципу «вытянутой руки», которые применяются с целью определения факта уклонения от налогообложения с помощью трансфертного ценообразования. Наряду с традиционными методами определения цен «на расстоянии вытянутой руки» (мониторинг рыночных цен) используются методы, основанные на оценке прибыли. При наличии достоверной и достаточной информации оптимальным методом считается метод сопоставимой неконтролируемой цены.
Последствия применения налогоплательщиком ТЦ
Регулирование трансфертного ценообразования в условиях правовой системы любого государства тесно связано с определением факта уклонения от налогообложения. Именно от наличия факта намеренного уклонения от налогообложения и будет зависеть использование тех или иных мер, применяемых ПО к налогоплательщику при установлении факта использования им трансфертного ценообразования.
В любом случае, при установлении факта применения ТЦ фискальные органы попытаются доказать, что данная сделка была совершена лишь с целью уклонения от налогов. При этом «сделкой, совершенной с целью уклонения от налогов» будет считаться такая сделка, которая прямо или косвенно влечет налоговые выгоды, а также если налогоплательщиком не доказано, что она была заключена в добросовестных целях и была экономически обоснована, а не являлась лишь способом получения возможности не платить или минимизировать налоги.
В случае доказательства необоснованности применения ТЦ, последствия для налогоплательщика могут быть различными. От банального пересчета налогов, по итогам деятельности предприятия, до тюремного заключения. Что достаточно наглядно было продемонстрировано в деле Ходорковского, когда вслед за необоснованностью применения ТЦ последовало обвинение в неуплате налогов в особо крупных размерах.
Информационное Агентство «Финансовый Юрист»
Распечатать эту страницу