Кризис даст время подумать
Объемы загородного домостроения снизились не так значительно, как на городском рынке жилья. Однако отмечается рост конкуренции среди подрядных организаций и поставщиков оборудования для загородного дома. Какой вывод сделают из ситуации участники рынка – тема обсуждения на круглом столе в информационном центре «Строй-Пресс».
Роман Лескин, начальник отдела маркетинга и развития ООО «НеваИнвестПроект»:
– В области загородного домостроения всех девелоперов кризис коснулся по-разному. Если компании рассчитывали на ипотечные сделки, они пострадали больше, чем компании, которые не привлекали клиентов с ипотекой. Интерес к покупке жилья за городом сейчас не иссяк. Число первичных обращений не уменьшилось. Только покупатели стали более осторожны, их больше привлекают объекты в конечной стадии готовности. Повысилось количество инвестиционных сделок на покупку коттеджей с участками. Покупатели боятся девальвации и стремятся сохранить свои сбережения. Увеличивается спрос на земельные участки как наиболее ликвидные объекты для вложения средств.
Татьяна Леонтьева, руководитель проектов департамента консалтинга и оценки ООО «Агентство развития и исследований в недвижимости»:
– На сегодняшний день строительные кредиты выдают всего три банка: Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ. Из-за нехватки денежных средств многие девелоперы перенесли сроки сдачи своих проектов. В большей степени кризис повлиял на ввод жилья экономкласса. Если рассматривать рынок в докризисной ситуации, планировалось введение около 4,3 миллиона квадратных метров на рынке малоэтажного жилья. В связи с кризисом этот объем снизился до 3,2 миллиона квадратных метров Предполагаем, что в 2009 году будут введено жилья на 30 процентов меньше, чем было заявлено. Мы предполагаем, что в 2009 году цены снизятся на 15 процентов, что связано с уменьшением реальных доходов населения. В следующем году этот показатель снизится на 25-30 процентов, спрос по классам эконом и бизнес – на 15 процентов. Меньше всего подвержены снижению цен классы премиум и элита.
Владимир Поручиков, генеральный директор ООО «Канадский дом»:
– Стандартные методы выживания в условиях кризиса, которые применяют многие компании,– это оптимизация бизнес-процессов. В преддверии летнего сезона мы готовили серьезную программу, которая была связана с получением кредита и сейчас отложена. В любом кризисе больше отрицательных моментов, чем положительных, однако мы пытаемся искать позитив. Например, начали заниматься программой реализации домов «под ключ». До сегодняшнего момента мы работали только под чистовую отделку. Интерес покупателей подтверждается их обращениями. Однако большинство заказчиков откладывают свои проекты на весну.
Максим Орлов, генеральный директор ООО «Петербургская область»:
– Наша компания – субподрядчик, поэтому я могу оценивать спрос и предложение на рынке не только с точки зрения макроэкономики, а изнутри – с точки зрения себестоимости строительства. Объективно себестоимость сейчас снижается из-за того, что очень многие компоненты строительства стали дешевле. В условиях роста рынка наблюдается дефицит трудовых ресурсов, что приводит к необходимости переплачивать некоторым сотрудникам. А сегодня можно разумно подходить к этому вопросу, оценивать работников по выполненной работе. Это тоже оптимизирует конечную стоимость объектов. Можно отметить положительные моменты кризиса: появилось время, чтобы думать, а не только делать. Можно не торопиться строить, а внедрять новые технологии. Один из принципов, по которым сегодня формируется спрос, – это прозрачность и подконтрольность строительства.
Владимир Петров, генеральный директор АСК «Петров СПб»:
– Китайский иероглиф «кризис» означает опасность и возможность. Так же двояко сегодняшнюю ситуацию понимают участники строительного рынка. Одни заказчики в панике срочно замораживают все объекты, другие просят сократить объемы и оптимизировать затраты за счет удешевления строительных материалов. А в целом в малом бизнесе ничего не изменилось – нам нужно только работать, кредиты так и остались мифическими. При этом обращений стало меньше, мы стали сами искать клиентов, участвуя в тендерах.
Светлана Невелева, советник генерального директора ООО «Стинком»:
– Загородный рынок меньше пострадал от кризиса, чем городской. В городе в последнее время присутствовали легкие инвестиционные деньги с обеих сторон: кредиты банков для застройщиков и ипотечные программы для покупателей. К загородному рынку все относились как к б олее рискованному. Загородный девелопер больше подстраховывался, поэтому объемы и риски у него меньше. По моему мнению, в загородном домостроении за последние два месяца мы оказались не в декабре 2008 года, а примерно в 2005 году. Однако дачи для себя люди будут строить и дальше. В сегменте дачного строительства меньше инвесторов и меньше инвестиционных сделок, потому что дома покупают для себя. За последние 1,5-2 месяца появился небольшой процент людей, которые вкладывают деньги в загородную недвижимость, чтобы сохранить свои деньги. Число сделок сейчас снизилось, а количество денег – нет. Потому что раньше рассрочкой застройщика пользовались многие покупатели, а сейчас предпочтительнее заплатить сразу 100 процентов стоимости дома для защиты своих вложений.
Андрей Рыжиков, заместитель генерального директора ООО «ЛЕНРО ТРЕЙДИНГ»:
– На рынке сложилась непростая ситуация с заказами. В последнее время мы активно стали принимать участие в тендерах. Раньше мы продавали дорогое оборудование для очистки воды, сейчас обратили внимание на китайских производителей. На декабрь заказы есть, что будет в марте – трудно спрогнозировать. Самый крупный проект нашей компании – выигранный тендер по очистным сооружениям во Всеволожске. Проект рассчитан на 2 года. Будем обращаться к экономии и оптимизации, но все равно двигаться вперед.
Алексей Белоусов, генеральный директор НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»:
– Сегодня многие компании, входящие в состав Объединения, и в городе и за городом, столкнулись с одинаковыми проблемами. Что делает строительное сообщество, чтобы минимизировать воздействие кризиса? В первую очередь изменяется направление денежных потоков, основные средства направляются на строящиеся объекты. Это позволяет повысить объемы продаж и минимизировать риски неэффективного расходования средств. Появились проекты по строительству жилья для бюджетников за городом. На сегодняшний день объединение строителей Санкт-Петербурга формирует в своем составе «секцию» малоэтажного строительства и приглашает застройщиков, реализующих проекты малоэтажного домостроения, стать членами Объединения.
Владимир Майоров, исполнительный директор НП «Ассоциация «Загородная недвижимость»:
– Стоимость объектов на загородном рынке сейчас довольно высока, и застройщики не спешат ее снижать. Покупатели в свою очередь откладывают сделки, ожидая снижения цен. В результате ситуация стабилизируется, и каждый объект получит свою цену. Весной 2009 года ожидаем роста продаж. Цена при этом может незначительно снизиться.
Михаил Агеноров, генеральный директор ООО «Идеал Фасад»:
– Специализация компании – продажа японских цементных плит. Плиты стали завозиться два года назад, почти сразу мы отметили рост продаж. При этом интересна структура спроса: 30 процентов клиентов – это инвесторы, строящие небольшие поселки, 70 процентов покупателей – частные застройщики. Крупные заказы сейчас не закрываются, но сроки их реализации продлеваются с полугода до двух лет. У частных заказчиков интерес также не пропал, но деньги ушли с рынка до весны. Для того чтобы снизить конечную стоимость предложения, сейчас увеличили объемы продаж плит не самого высокого сегмента цены и качества.
Марина Карпихина, руководитель департамента развития ЗАО «РОДЭКС Северо-Запад»:
– Наши объекты – это альтернатива городскому жилью, многие горожане продают свои квартиры на вторичном жилье и коттеджи. Сейчас на вторичном рынке продажи остановились, из-за чего множество сделок откладывается. Рынок коттеджных поселков постоянного проживания сильно зависит от ситуации на городском рынке жилья.
Александр Параскева, председатель совета директоров ООО «Хаус Комплект»:
– Цена предложения и продажи сейчас различается на десятки процентов. Большие скидки могут себе позволить те компании, которые предварительно завысили цену. Если мы говорим о рынке загородного домостроения, а тем более о стихийной застройке, снижаться ценам здесь некуда. Скидки есть только на оптовых продажах. Прогнозировать снижение цен не стоит.
« Предыдущая новость | Список новостей | Следующая новость » |
Распечатать эту страницу